Пресса о нас

Аварийный комиссариат защитит СРО

За неполные два года существования саморегулирования в строительстве в рамках этой системы успела сложиться определенная практика страхования ответственности членов саморегулируемых организаций. Опыт первых страховых случаев и первых выплат наглядно демонстрирует, что задействованные на данный момент механизмы страхования не выполняют задачи, поставленные перед ними в соответствии с концепцией саморегулирования в строительной отрасли. Это означает, что нужно совершенствовать существующие и создавать новые механизмы обеспечения ответственности.

Наиболее распространенная сегодня среди членов СРО в строительстве схема страхования очень проста и выгодна строительным организациям, но зачастую невыгодна их заказчикам. В усредненных цифрах это выглядит следующим образом: компания  - член СРО заключает договор индивидуального страхования стоимостью 15 тысяч рублей, который обеспечивает страховое покрытие в размере 10 миллионов рублей, прим это компания экономит около 700 тысяч на взносах в компенсационный фонд, выплачивая только 300 тысяч. Обязанность страхования гражданской ответственности закреплена в части 7 Статьи 55.16 ГрК РФ.  Эта норма появилось при переходе отрасли на саморегулирование,  и была предназначено для формирования культуры страхования в строительстве. Однако размер ущерба, подлежащий возмещению, который может быть нанесен даже при частичном разрушении здания, может на порядки превышать сумму страхового покрытия.

Проблема особенно актуальна для таких отраслей, где компании возводят крупные объекты, в частности, для электроэнергетики. В итоге получается, что ни индивидуальное страхование, ни компенсационный фонд не могут адекватно решить проблему возмещения ущерба, возникшего в результате недостатков работ.

Проблему можно решать несколькими способами, но большая их часть влечет увеличение финансовой нагрузки на строительные организации, входящие в СРО. Можно увеличить сумму страхования или ввести обязательное пообъектное страхование - это один из самых «дорогих» способов. Можно стимулировать распространение практики заключения договоров коллективного страхования, которые позволяют увеличить объем покрытия, уменьшая затраты страхователей в расчете на каждого члена СРО. Еще один вариант – использовать для страхования средства компенсационного фонда, которые на сегодняшний день мертвым грузом лежат на счетах банков, спонсируя кредитную систему Российской Федерации. Правда, следует оговориться, что сами страховые компании вряд ли готовы принять эти средства и в дальнейшем ответить по принятым обязательствам.

Однако ни один из перечисленных способов решения проблемы недостаточного страхового покрытия ущерба не имеет смысла обсуждать, пока не решена другая, более серьезная, проблема. Обсуждаемое здесь возмещение ущерба становится возможным только при добросовестном проведении целого ряда предварительных действий, а именно: исследования обстоятельств аварий; установления наличия или отсутствия причинно-следственных связей между фактом выполнения работ членом СРО и наступившими неблагоприятными последствиями; рассмотрения спора в соответствующей инстанции.

В общем случае расследование аварии включает в себя анализ действий всех сторон, которые имели отношение к строительству и эксплуатации объекта: исполнителей проектных и изыскательских работ, производителя строительных материалов, строительной компании, самого заказчика и эксплуатирующей организации.

Без преувеличения можно сказать, что решающее значение для расследования имеет квалифицированная, непредвзятая и оперативная фиксация обстоятельств аварии. Для этого к расследованию нужно привлекать высококлассных технических специалистов и экспертов. Говоря с позиций СРО в области строительства, можно объективно утверждать, что у строительных организаций, которые могут оказаться в роли потенциального виновника аварии, таких специалистов в распоряжении зачастую нет. Здесь помощь строительной организации в установлении фактов аварийного случая мог бы оказать аварийный комиссариат при СРО.

Аварийный комиссариат может взять на себя функции по сбору и тщательному анализу информации о причинах аварии, точному установлению размера нанесенного ущерба, определению круга пострадавших, выяснению влияния тех или иных лиц на возникновение аварийной ситуации. Не менее важна функция альтернативного расследования. При наступлении страхового случая страховая компания задействует собственные службы, которые занимаются изучением и оценкой аварийной ситуации. Более чем очевидно, что эти службы представляют интересы страховщика. Аварийный комиссариат, привлекаемый саморегулируемой организацией, будет обеспечивать взаимодействие со страховой компанией, и защищать интересы члена саморегулируемой организации, действия которого, возможно, привели к возникновению аварийной ситуации, а также стороны, которой был нанесен ущерб.

Еще одна задача, которую может эффективно решать аварийный комиссариат – это содействие  в сборе и оформлении необходимых документов, связанных срасследованием и урегулированием аварийных ситуаций. Отсутствие или неправильное оформление тех или иных материалов может привести к самым различным негативным последствиям: неверному определению виновника аварийной ситуации, отказу страхователя признать аварию страховым случаем и т.п. Наличие квалифицированных специалистов, обладающих необходимым опытом, поможет членам СРО избежать попадания в подобные ситуации.

Вот как это комментирует автор идеи аварийных комиссариатов, Председатель Совета СРО НП «БСК», председатель комитета по страхованию,  финансовым рисками и конкурсным процедурам НОП, заместитель председателя комитета по страхованию и финансовым рискам  НОСТРОЙ Никита Загускин: «Строители не сталкивается с авариями ежедневно, для них это является мощным стрессовым фактором. В такой ситуации зачастую не удается своевременно зафиксировать обстоятельства ЧП. А спустя несколько дней, когда место аварии уже подверглось различным воздействиям, мы лишаемся сведений, которые бы позволили установить реальные причины возникшей ситуации, что ставит в сложное положение лиц, заинтересованных в урегулировании ситуации. Это дает большое поле для судебных заключений по обстоятельствам аварии, не опирающихся на твердую доказательную базу. В свою очередь это порождает сложности в установлении объективной истины и предоставляет недобросовестным лицам широкие возможности по искажению обстоятельств дела. Чем больше прошло времени с момента аварии, и чем меньше собрано доказательств, тем более сложной и дорогостоящей станет последующая экспертиза. Предотвратить это позволит  привлечение аварийного комиссариата, который оперативно, объективно и независимо зафиксирует все обстоятельства, связанные с аварийной ситуацией. Это в дальнейшем очень усложнит – а в идеале сделает невозможными – попытки недобросовестных лиц скрыть следы аварии, либо сфабриковать какие-либо ложные  доказательства. Как раз сотрудники аварийного комиссариата, обладающие техническими знаниями и опытом в расследовании аналогичных ситуаций, могут зафиксировать следы аварии беспристрастно, чтобы не возникало дополнительных вопросов ни у страховой компании, ни у государственных надзорных органов,  ни у заказчиков. А учитывая, что аварийный комиссариат располагает обширным опытом в урегулировании аварийных ситуаций, его сотрудники могут оказать квалифицированную правовую поддержку СРО и их членам, как в процедурах досудебного урегулирования, так и при рассмотрении спора судом».

«Если бы в ближайшее время удалось решить ряд правовых вопросов,  связанных с разграничением полномочий органов государственной власти различных уровней при расследовании аварий, а также с созданием единых правил проведения расследований, аварийные комиссариаты могли бы стать тем связующим звеном, которое позволило бы создать на основе данного института гораздо более совершенную и эффективную систему обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций. Поскольку аварийные случаи – это всегда серьезная работа по исследованию обстоятельств происшествия, работа с документами, для проведения которой у большинства строительных компаний просто-напросто нет нужных опыта и ресурсов, аварийные комиссариаты смогли бы стать серьезной поддержкой. Мы полностью поддерживаем эту инициативу и считаем, что, кроме всего, создание такого института будет способствовать формированию культуры разбирательств по аварийным случаям, которая сейчас фактически отсутствует», - добавляет член комитета по страхованию, финансовым рисками и конкурсным процедурам НОП, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев.